После долгих споров подписан закон, легализирующий майнинг криптовалют в России. По словам экспертов закон изобилует рванной нелогичностью, но… какой есть.
1. Важные положения закона:
- С 1 ноября 2024 вступает в силу закон, по которому граждане без статуса ИП вправе заниматься майнингом без добавления в спецреестр, если при этом соблюдаются правительственные лимиты потребляемой электроэнергии.
- В нем обозначены понятия «майнинг», «майнинг-пул», «организация обращения цифровой валюты», определены права и обязанности участников рынка крипты. Так согласно закону “Майнингом цифровой валюты признаётся деятельность по проведению математических вычислений путём эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределённого реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе”.
- Росфинмониторинг будет вести перечень кошельков, которые могут быть использованы в отмывании преступных доходов.
- Правительство РФ вправе вводить ограничения на майнинг в отдельных регионах.
- Юрлица и ИП смогут заниматься майнингом с момента их включения в спецреестр Минцифры.
- О получении криптовалюты в результате майнинга нужно будет извещать ФНС и указать адрес-идентификатор для учета операций с цифровой валютой.
- Введены ограничения для лиц с судимостью: закон запрещает заниматься майнингом цифровой валюты лицам с неснятой или непогашенной судимостью за: преступления в сфере экономики; преступления против государственной власти; умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Также запрет распространяется на лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму
Напомню, что с 19 августа 2024 года нельзя рекламировать или по-другому предлагать криптовалюту неограниченному кругу лиц. Объектами рекламы не могут быть сама цифровая валюта и услуги криптообменников или криптокошельков (соответствующие поправки внесены в закон «О рекламе»). Хотя этот запрет и ранее существовал в других актах.
Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ
Новый закон абсолютно не регулирует вопросы учёта, налогообложения майнеров. Тут действуют общие нормы налогового кодекса о добровольном декларировании.
Включение в реестр майнеров
Для этого нужно составить заявление, заверить его УКЭП и направить в ФНС через ее сервис. Вместо майнера это вправе сделать оператор майнинговой инфраструктуры.
По общему правилу компания-майнер или ИП-майнер должны указать:
- ОГРН/ОГРНИП, ИНН, полное и сокращенное наименование;
- данные о бенефициаре;
- максимальную мощность и фактический адрес оборудования для майнинга;
- точки поставки электроэнергии устройств и название территориальной организации, к сетям которой они присоединены. Эту информацию подтвердят электронными документами, кроме случаев, когда для «добычи» криптовалюты привлекают оператора майнинговой инфраструктуры.
ФНС рассматривает заявление не позже 15 рабочих дней и о положительном решении известит майнера в течение 1 рабочего дня.
2. Отчет перед ФНС о добыче крипты (с 1 января 2025 года):
- название и объем полученной криптовалюты;
- адрес-идентификатор, на который ее зачислили;
- телефон и электронная почта майнера;
- марка, модель, совокупная вычислительная мощность, заводской номер, часы эксплуатации и количество оборудования для майнинга, а также объем электроэнергии, которую оно потребляет;
- реквизиты сайта, где можно в онлайн-режиме посмотреть информацию о ходе майнинга (при наличии).
Отчет нужно заверить УКЭП и подать не позже 20-го числа месяца, который идет за месяцем «добычи» крипты.
Основания исключение из реестра майнеров:
- он сообщил недостоверные сведения, но это выявили не сразу
- майнер перестал отвечать требованиям к своей деятельности
- оборудование для майнинга потребляет эл. энергию в ситуации, когда правительство запретило «добывать» крипту в отдельных регионах или территориях
- в ЕГРЮЛ внесли запись о недостоверности сведений о руководителе юрлица.
- совершено неоднократное (за год) нарушение ряда требований
Основания:
- Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1464
- Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1466
- Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1462
- Информация ФНС России от 01.11.2024
- Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1468
Что будет с криптой, пока не понятно, но в целом свободы у простых майнеров больше стало. Осталось ввести драконовские штрафы и уголовную ответственность за любое нарушение, в лучших традициях современного законотворчества.
3. Очередные ИЗМЕНЕНИЯ ПО МАЙНИНГУ с 1 ноября 2024
Правительство издало постановление, цель которого установить лимит энергопотребления для физлиц (без статуса ИП), занимающихся майнингом цифровой валюты, без регистрации в реестре, а также внести изменения в действующую систему тарифов на электроэнергию.
Основные ограничения и лимиты:
- Физические лица (не ИП), которые занимаются майнингом, могут использовать до 6000 киловатт-часов электроэнергии в месяц
- Превышение лимита может привести к начислению повышенных тарифов или штрафных санкций.
Изменения в ценообразовании:
- Механизм дифференцированных тарифов на электроэнергию разработан, чтобы решить проблемы несправедливого ценообразования, когда значительные объемы электроэнергии приобретаются по льготным тарифам населения в коммерческих целях, в т.ч. для серого майнинга.
- Внесены изменения в Основы ценообразования на электроэнергию, утверждённые ранее (Постановление № 1178 от 2011 года).
- Новые тарифы для населения будут дифференцированы в зависимости от уровня энергопотребления.
- С 01.01.2026 вводятся два диапазона потребления для населения и приравненных к нему категорий потребителей:
- Первый диапазон: до 3900 киловатт-часов в месяц (65% от второго диапазона)
- Второй диапазон: от 3900 до 6000 киловатт-часов в месяц
Для сведения:
Среднее домохозяйство, в месяц потребляет 250 кВт/ч электроэнергии (данные Росстата). Следовательно, новые тарифы не окажут особого влияния на платёжки. В первый диапазон потребления попадут 95% всех бытовых потребителей и дифференциации тарифов они на себе не ощутят.
Реестры и регулирование:
- Майнеры, не зарегистрированные в реестре, подлежат более строгому контролю, и их энергопотребление подлежит регулярной проверке
- Привязка тарификации к регистрации в реестре позволяет государству контролировать активность майнеров и регулировать нагрузку на энергосети
Ожидаемые результаты и мотивация:
- Повышение прозрачности и упрощение контроля над несанкционированным майнингом.
- Создание экономического стимула для регистрации майнинговой деятельности, что позволит государству отслеживать и контролировать энергопотребление более эффективно
- Поддержка устойчивого использования энергоресурсов и снижение нагрузки на эл. сети в регионах с повышенной активностью майнинга
Для сведения:
Ранее судебная практика, сформировалась не на стороне потребителей и позволяла начислять плату за электроэнергию по коммерческому тарифу. Она исходила из достаточности представления продавцом энергии косвенных доказательств предпринимательского майнинга, например, свидетельских показаний соседей, аномально высоких объемов потребления электроэнергии в сравнении с объемами потребления других жильцов или потребителей аналогичной категории за определенный период времени, значительного шума от работы вентиляторов и т.п. (Определение Восьмого КСЮ от 19.09.2023 N 88-18928/2023, 22.11.2022 N 88-22829/2022; Определение Шестого КСЮ от 25.07.2024 N 88-17957/2024; Определение Первого КСЮ от 14.09.2023 N 88-27002/2023; и др.).
Конечно, была практика в и пользу потребителей. Будем следить за дальнейшей практикой и в свете издания Постановления Правительства РФ от 01.11.2024 года № 1469.
Основание:
Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 года № 1469 «Об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты (в том числе участии в майнинг-пуле) без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, физическими лицами — гражданами РФ, не являющимися индивидуальными предпринимателями»
4. Как не стать жертвой обвинений в майнинге?
Рассмотрим судебную практику, которая возможно будет актуальной если гражданин без статуса ИП, не добавленный в специальный реестр майнеров превысит лимиты потребления энергии, установленные с 01.01.2026 г. (3900/6000 кВт.ч/мес).
Судебная практика: в чем энергокомпании ошибаются?
Часто энергоснабжающие компании строят свои обвинения на анализе потребления электроэнергии: если объём потребления резко превышает обычные бытовые уровни, это расценивается как факт ведения майнинговой деятельности. Однако этого недостаточно, чтобы убедить суд в майнинге. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции неоднократно отказывал энергокомпаниям в исках, подтверждая, что такие аргументы не являются доказательством ведения майнинга (Определения 8-го КСОЮ от 30.11.2023 N 88-25259/2023, от 11.06.2024 N 88-13298/2024, от 08.08.2024 N 88-14993/2024, от 25.04.2024 N 88-9313/2024).
Примеры из практики: чего не хватило доказательствам?
Даже более детальные проверки не всегда приводят к успеху для энергоснабжающих компаний. В одном из таких случаев компания основывала свои выводы на следующих данных:
- На момент проверки зафиксирована величина мощности — 10 кВт.
- На стенке контейнера установлены воздуховодные трубы.
- Из контейнера слышен шум, характерный для оборудования для майнинга.
- Собственник отказался предоставить доступ в контейнер.
- Обнаружена точка Wi-Fi с отличным сигналом.
- Тепловизионная съемка показала тепловыделение.
Энергокомпания представила анализ потребления, который показал резкий рост использования электроэнергии, начиная с января 2021 года. Средняя потребляемая мощность составила 12 кВт/ч. Однако суд отказал в иске, отметив, что отказ в доступе к контейнеру сам по себе не доказывает наличие майнингового оборудования. В акте проверки само оборудование выявлено не было (Определение 8-го КСОЮ от 30.11.2023 N 88-25259/2023, от 18.07.2024 N 88-15620/2024).
Рекомендации для защиты своих интересов
Чтобы не стать жертвой обвинений в майнинге, важно предпринять следующие шаги:
- Не давайте прямых доказательств. Если проверка не выявит очевидных признаков наличия майнингового оборудования, у энергокомпании не будет достаточных оснований для обвинений.
- Ограничьте доступ к своим помещениям. Судебная практика показывает, что отказ в доступе сам по себе не является достаточным основанием для обвинения.
Таким образом, если вы подозреваете, что вас могут обвинить в майнинге, старайтесь не допускать явных признаков, которые могут быть интерпретированы как наличие оборудования. Это поможет вам защитить свои права в суде.
——————-
Ваш адвокат Усов и команда профессионалов
- Больше новостей в нашем телеграм-канале — подпишитесь: https://t.me/advokat_usov
- Звоните/пишите на WhatsApp +7 928 843-66-25