Выберите город:
Наш офис:
350001, г. Краснодар,
ул. Ким, 143/1 (район Дубинка)
Бесплатные консультации СР - ЧТ с 13:00 до 16:00 (по записи)
Главная / Блог / ЗАКОН О МАЙНИНГЕ 2024. Что будет с криптой?

ЗАКОН О МАЙНИНГЕ 2024. Что будет с криптой?

Опубликовано: 30 сентября 2024
Редакция статьи с учетом правок и дополнений от : 18 ноября 2024
ЗАКОН О МАЙНИНГЕ 2024. Что будет с криптой?

После долгих споров подписан закон, легализирующий майнинг криптовалют в России. По словам экспертов закон изобилует рванной нелогичностью, но… какой есть.

1. Важные положения закона:

  • С 1 ноября 2024 вступает в силу закон, по которому граждане без статуса ИП вправе заниматься майнингом без добавления в спецреестр, если при этом соблюдаются правительственные лимиты потребляемой электроэнергии.
  • В нем обозначены понятия «майнинг», «майнинг-пул», «организация обращения цифровой валюты», определены права и обязанности участников рынка крипты. Так согласно закону “Майнингом цифровой валюты признаётся деятельность по проведению математических вычислений путём эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределённого реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе”.
  • Росфинмониторинг будет вести перечень кошельков, которые могут быть использованы в отмывании преступных доходов.
  • Правительство РФ вправе вводить ограничения на майнинг в отдельных регионах.
  • Юрлица и ИП смогут заниматься майнингом с момента их включения в спецреестр Минцифры.
  • О получении криптовалюты в результате майнинга нужно будет извещать ФНС и указать адрес-идентификатор для учета операций с цифровой валютой.
  • Введены ограничения для лиц с судимостью: закон запрещает заниматься майнингом цифровой валюты лицам с неснятой или непогашенной судимостью за: преступления в сфере экономики; преступления против государственной власти; умышленные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Также запрет распространяется на лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму

Напомню, что с 19 августа 2024 года нельзя рекламировать или по-другому предлагать криптовалюту неограниченному кругу лиц. Объектами рекламы не могут быть сама цифровая валюта и услуги криптообменников или криптокошельков (соответствующие поправки внесены в закон «О рекламе»). Хотя этот запрет и ранее существовал в других актах.

Основание: Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ

Новый закон абсолютно не регулирует вопросы учёта, налогообложения майнеров. Тут действуют общие нормы налогового кодекса о добровольном декларировании.

Включение в реестр майнеров

Для этого нужно составить заявление, заверить его УКЭП и направить в ФНС через ее сервис. Вместо майнера это вправе сделать оператор майнинговой инфраструктуры.

По общему правилу компания-майнер или ИП-майнер должны указать:

  • ОГРН/ОГРНИП, ИНН, полное и сокращенное наименование;
  • данные о бенефициаре;
  • максимальную мощность и фактический адрес оборудования для майнинга;
  • точки поставки электроэнергии устройств и название территориальной организации, к сетям которой они присоединены. Эту информацию подтвердят электронными документами, кроме случаев, когда для «добычи» криптовалюты привлекают оператора майнинговой инфраструктуры.

ФНС рассматривает заявление не позже 15 рабочих дней и о положительном решении известит майнера в течение 1 рабочего дня.

2. Отчет перед ФНС о добыче крипты (с 1 января 2025 года):

  • название и объем полученной криптовалюты;
  • адрес-идентификатор, на который ее зачислили;
  • телефон и электронная почта майнера;
  • марка, модель, совокупная вычислительная мощность, заводской номер, часы эксплуатации и количество оборудования для майнинга, а также объем электроэнергии, которую оно потребляет;
  • реквизиты сайта, где можно в онлайн-режиме посмотреть информацию о ходе майнинга (при наличии).

Отчет нужно заверить УКЭП и подать не позже 20-го числа месяца, который идет за месяцем «добычи» крипты.

Основания исключение из реестра майнеров:

  • он сообщил недостоверные сведения, но это выявили не сразу
  • майнер перестал отвечать требованиям к своей деятельности
  • оборудование для майнинга потребляет эл. энергию в ситуации, когда правительство запретило «добывать» крипту в отдельных регионах или территориях
  • в ЕГРЮЛ внесли запись о недостоверности сведений о руководителе юрлица.
  • совершено неоднократное (за год) нарушение ряда требований

Основания:

  • Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1464
  • Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1466
  • Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1462
  • Информация ФНС России от 01.11.2024
  • Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1468

Что будет с криптой, пока не понятно, но в целом свободы у простых майнеров больше стало. Осталось ввести драконовские штрафы и уголовную ответственность за любое нарушение, в лучших традициях современного законотворчества.

3. Очередные ИЗМЕНЕНИЯ ПО МАЙНИНГУ с 1 ноября 2024

Правительство издало постановление, цель которого установить лимит энергопотребления для физлиц (без статуса ИП), занимающихся майнингом цифровой валюты, без регистрации в реестре, а также внести изменения в действующую систему тарифов на электроэнергию.

Основные ограничения и лимиты:

  • Физические лица (не ИП), которые занимаются майнингом, могут использовать до 6000 киловатт-часов электроэнергии в месяц
  • Превышение лимита может привести к начислению повышенных тарифов или штрафных санкций.

Изменения в ценообразовании:

  • Механизм дифференцированных тарифов на электроэнергию разработан, чтобы решить проблемы несправедливого ценообразования, когда значительные объемы электроэнергии приобретаются по льготным тарифам населения в коммерческих целях, в т.ч. для серого майнинга.
  • Внесены изменения в Основы ценообразования на электроэнергию, утверждённые ранее (Постановление № 1178 от 2011 года).
  • Новые тарифы для населения будут дифференцированы в зависимости от уровня энергопотребления.
  • С 01.01.2026 вводятся два диапазона потребления для населения и приравненных к нему категорий потребителей:
  • Первый диапазон: до 3900 киловатт-часов в месяц (65% от второго диапазона)
  • Второй диапазон: от 3900 до 6000 киловатт-часов в месяц

Для сведения:

Среднее домохозяйство, в месяц потребляет 250 кВт/ч электроэнергии (данные Росстата). Следовательно, новые тарифы не окажут особого влияния на платёжки. В первый диапазон потребления попадут 95% всех бытовых потребителей и дифференциации тарифов они на себе не ощутят.

Реестры и регулирование:

  • Майнеры, не зарегистрированные в реестре, подлежат более строгому контролю, и их энергопотребление подлежит регулярной проверке
  • Привязка тарификации к регистрации в реестре позволяет государству контролировать активность майнеров и регулировать нагрузку на энергосети

Ожидаемые результаты и мотивация:

  • Повышение прозрачности и упрощение контроля над несанкционированным майнингом.
  • Создание экономического стимула для регистрации майнинговой деятельности, что позволит государству отслеживать и контролировать энергопотребление более эффективно
  • Поддержка устойчивого использования энергоресурсов и снижение нагрузки на эл. сети в регионах с повышенной активностью майнинга

Для сведения:

Ранее судебная практика, сформировалась не на стороне потребителей и позволяла начислять плату за электроэнергию по коммерческому тарифу. Она исходила из достаточности представления продавцом энергии косвенных доказательств предпринимательского майнинга, например, свидетельских показаний соседей, аномально высоких объемов потребления электроэнергии в сравнении с объемами потребления других жильцов или потребителей аналогичной категории за определенный период времени, значительного шума от работы вентиляторов и т.п. (Определение Восьмого КСЮ от 19.09.2023 N 88-18928/2023, 22.11.2022 N 88-22829/2022; Определение Шестого КСЮ от 25.07.2024 N 88-17957/2024; Определение Первого КСЮ от 14.09.2023 N 88-27002/2023; и др.).

Конечно, была практика в и пользу потребителей. Будем следить за дальнейшей практикой и в свете издания Постановления Правительства РФ от 01.11.2024 года № 1469.

Основание:

Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 года № 1469 «Об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты (в том числе участии в майнинг-пуле) без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, физическими лицами — гражданами РФ, не являющимися индивидуальными предпринимателями»

4. Как не стать жертвой обвинений в майнинге?

Рассмотрим судебную практику, которая возможно будет актуальной если гражданин без статуса ИП, не добавленный в специальный реестр майнеров превысит лимиты потребления энергии, установленные с 01.01.2026 г. (3900/6000 кВт.ч/мес).

Судебная практика: в чем энергокомпании ошибаются?

Часто энергоснабжающие компании строят свои обвинения на анализе потребления электроэнергии: если объём потребления резко превышает обычные бытовые уровни, это расценивается как факт ведения майнинговой деятельности. Однако этого недостаточно, чтобы убедить суд в майнинге. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции неоднократно отказывал энергокомпаниям в исках, подтверждая, что такие аргументы не являются доказательством ведения майнинга (Определения 8-го КСОЮ от 30.11.2023 N 88-25259/2023, от 11.06.2024 N 88-13298/2024, от 08.08.2024 N 88-14993/2024, от 25.04.2024 N 88-9313/2024).

Примеры из практики: чего не хватило доказательствам?

Даже более детальные проверки не всегда приводят к успеху для энергоснабжающих компаний. В одном из таких случаев компания основывала свои выводы на следующих данных:

  • На момент проверки зафиксирована величина мощности — 10 кВт.
  • На стенке контейнера установлены воздуховодные трубы.
  • Из контейнера слышен шум, характерный для оборудования для майнинга.
  • Собственник отказался предоставить доступ в контейнер.
  • Обнаружена точка Wi-Fi с отличным сигналом.
  • Тепловизионная съемка показала тепловыделение.

Энергокомпания представила анализ потребления, который показал резкий рост использования электроэнергии, начиная с января 2021 года. Средняя потребляемая мощность составила 12 кВт/ч. Однако суд отказал в иске, отметив, что отказ в доступе к контейнеру сам по себе не доказывает наличие майнингового оборудования. В акте проверки само оборудование выявлено не было (Определение 8-го КСОЮ от 30.11.2023 N 88-25259/2023, от 18.07.2024 N 88-15620/2024).

Рекомендации для защиты своих интересов

Чтобы не стать жертвой обвинений в майнинге, важно предпринять следующие шаги:

  • Не давайте прямых доказательств. Если проверка не выявит очевидных признаков наличия майнингового оборудования, у энергокомпании не будет достаточных оснований для обвинений.
  • Ограничьте доступ к своим помещениям. Судебная практика показывает, что отказ в доступе сам по себе не является достаточным основанием для обвинения.

Таким образом, если вы подозреваете, что вас могут обвинить в майнинге, старайтесь не допускать явных признаков, которые могут быть интерпретированы как наличие оборудования. Это поможет вам защитить свои права в суде.

——————-

Ваш адвокат Усов и команда профессионалов

  • Больше новостей в нашем телеграм-канале — подпишитесь: https://t.me/advokat_usov
  • Звоните/пишите на WhatsApp +7 928 843-66-25

    Бесплатная
    консультация юриста


    Настоящим подтверждаю, что вышеуказанные данные достоверны и даю согласие на обработку своих персональных данных

      Подпишись на рассылку

      Выберите город:
      Наш офис:
      350001, г. Краснодар,
      ул. Ким, 143/1 (район Дубинка)
      Бесплатные консультации СР - ЧТ с 13:00 до 16:00 (по записи)
      Приединятесь к нам:
      Задать вопрос
      юридической компании
      Полученные сведения охраняются законом




        Настоящим подтверждаю, что вышеуказанные данные достоверны и даю согласие на обработку своих персональных данных

        Наверх Наверх Написать WhatsApp