г. Краснодар
Подписывайтесь:
Наш офис:
г. Краснодар, ул. Ким, 143/1 Пн-Пт - 09:00-17:00
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Главная / Блог / Как законно не пойти в армию? 5 шагов по замене военной службы на альтернативную гражданскую в 2025 году

Как законно не пойти в армию? 5 шагов по замене военной службы на альтернативную гражданскую в 2025 году

Опубликовано: 8 февраля 2025
Редакция статьи с учетом правок и дополнений от : 9 февраля 2025
Как законно не пойти в армию? 5 шагов по замене военной службы на альтернативную гражданскую в 2025 году

«Воевать не буду, но родине служить готов!» – всё чаще заявляют призывники. И закон даёт им такую возможность. Расскажем, как законно заменить военную службу на альтернативную гражданскую, и что для этого сделать. Поделимся вредными советами о том, как упустить возможность добиться АГС, разберем причины проигрыша подобных дел в суде. Также разберем какая связь между АГС и философами Кантом и Диогеном, разберем отличия пацифизма и космополитизма.

Содержание:

  1. Альтернативная служба – что это? Какие выгоды она дает?
  2. Миф – право на АГС дают только по религиозным причинам.
  3. Кто имеет право на альтернативную службу? Пацифизм не патриотичен?
  4. Пошаговая инструкция по замене военной службы на АГС – 5 простых этапов
  5. Срок альтернативной гражданской службы
  6. Виды альтернативной гражданской службы в РФ и место ее прохождения
  7. Направление на АГС. Можно ли служить в своем регионе?
  8. Прохождение альтернативной гражданской службы
  9. Прекращение альтернативной гражданской службы
  10. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы – ч. 2 ст. 328 УК
  11. Прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации
  12. Ответственность призывной комиссии и ее членов за воспрепятствование АГС
  13. ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ: как С ТРЕСКОМ ПРОИГРАТЬ СУД с военкоматом по поводу АГС?
  14. Военкомат выдал НЕмотивированный отказ в АГС – радуйтесь! Дело почти «в шляпе»
  15. Положительная судебная практика по делам АГС

1. Альтернативная служба – что это? Какие выгоды она дает?

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 349 ТК РФ, п.1 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

Сотрудники военкомата не могут вас обвинить в том, что вы уклонист, «косите» от армии или не защищаете Родину, поскольку прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы является одной из форм реализации обязанности по защите Отечества (Постановление Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, ред. от 23.12.2010 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).

Какие выгоды и «плюшки» даёт АГС?

  • Вы не рискуете жизнью и здоровьем, в том числе в период мобилизации, вас никто не заставит брать в руки автомат и идти в атаку
  • Вы застрахованы от дедовщины, поскольку даже если направят проходить АГС в вооруженные силы в качестве гражданского персонала (водителя, повара, мойщика посуды и т.д.) вы не будете проживать в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву
  • С вами заключается трудовой договор, и вы получаете зарплату, имеете право на отпуск и т.д.
  • Во время АГС вы имеете право на получение образования во внерабочее время в образовательных организациях по заочной или очно-заочной форме обучения. Таким образом можно совместить время АГС с образованием в вузе по престижной профессии и при этом иметь отпуска для сдачи экзаменов на срок более месяца в каждом году
  • Время прохождения АГС засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности
  • За вами сохраняется жилплощадь, а также право состоять в очереди на жилье (если состоите в таковой)
  • За вами сохраняется право вернуться на работу в государственную или муниципальную организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации (если до АГС вы там работали)
  • За вами сохраняется право вернуться на учебу в то учебное заведение, где обучались до АГС

(ст.19, 20 Закона N 113-ФЗ).

2. Миф – право на АГС дают только по религиозным причинам

Не обязательно быть баптистом, или иметь иные религиозные взгляды. Право на АГС не связано исключительно с исповеданием какой-либо религии.

Это право можно реализовать просто по морально-этическим убеждениям, пацифистским и космополитическим взглядам, согласно которым для человека неприемлемо и невозможно брать в руки оружие, убивать людей, если он против различных войн и конфликтов, не приемлет насилие в любой форме и по этим причинам не может проходить военную службу и/или участвовать в боевых действиях.

Хорошо, если в армии вы никогда не служили, оружия не держали, военную кафедру в вузе не проходили, боевого опыта не имели, в военных сборах никогда не участвовали. Но даже если это было, взгляды могут поменяться и Конституция это допускает.

Каждый имеет право так думать, иметь данные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Что говорит Конституция РФ:

  • ст. 29: « Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
  • ст. 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
  • ст. 59: « Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

3. Кто имеет право на альтернативную службу? Пацифизм не патриотичен?

Конституция РФ, как мудрый родитель, учитывает убеждения своих граждан.

Рассмотрим основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми — миротворческими, религиозными, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);
  • гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.

(ч. 3 ст. 59 Конституции РФ ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»)

Важно! Простое нежелание служить в армии – не аргумент. Как говорится, «не хочу» к делу не пришьешь. Нужны серьёзные убеждения. Само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).

Пацифизм и космополитизм это одни из частых нерелигиозных причин для АГС.

Для сведения:

Пацифизм – это идеология, выступающая против войны и насилия как способов решения конфликтов.

  • Главный принцип: отказ от насилия и войны
  • Цели: мирное сосуществование, урегулирование споров дипломатическим путем
  • Примеры: Ганди, Лев Толстой (на позднем этапе жизни), движения против военной службы

Космополитизм – это философия, согласно которой человек является гражданином мира, а не какой-либо отдельной страны.

  • Главный принцип: отказ от национализма и привязанности к одной культуре или государству
  • Цели: объединение человечества, стирание границ между странами и народами
  • Примеры: Диоген (древнегреческий философ, который говорил: «Я гражданин мира»), Кант (отчасти), современные глобалисты

Пацифизм – это идеология, связанная с войной и насилием, а космополитизм – с национальной идентичностью и границами.

Но! Можно быть пацифистом, но при этом патриотом (любить свою страну, но не поддерживать войны), а можно быть космополитом, но при этом не пацифистом (поддерживать военные операции в глобальных интересах, а не в интересах отдельной страны).

4. Пошаговая инструкция по замене военной службы на АГС – 5 простых шагов

Совет! В идеале готовиться к АГС нужно с адвокатом, минимум за полгода до призыва, собирая характеристики, свидетелей и иные документы, которые подтверждают ваши антивоенные убеждения. Да и сам призывник должен уметь внятно своими словами пояснить, чем отличаются идеи пацифизма от космополитизма и какие писатели/философы были проводниками этих идей. Но бывают и исключения.

Придерживайтесь следующего алгоритма.

Этап 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Если вы желаете пройти АГС, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).

Важно! Заявление на АГС нужно составить с профильным адвокатом индивидуально под ваш случай, это минимизирует вероятность отказа. Не экономьте на своей судьбе. Если скачать общий образец заявления в интернете – это верный способ нарваться на отказ и возможность «запороть дело» для последующего его рассмотрения в суде (читайте ниже главу – вредные советы).

Сроки обращения с заявлением на АГС:

  • заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
  • заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Однако:

  • При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
  • При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

(ст.11 Закона N 113-ФЗ, п.13, 14 Положения об АГС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия (ч.1 ст.28 закона «О воинской обязанности и военной службе»), но не военкомат и не военный комиссар. В то же время связи сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу (даже если оно подано с нарушением срока) и передать его на рассмотрение призывной комиссии.

Важно! Призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).

Требования к составлению заявления

Хоть в силу ст. 29 Конституции РФ вас не могут принудить к выражению своих мнений и убеждений, однако для получения АГС все-таки выразить их и обосновать придется. Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

В связи с этим в заявлении необходимо указать:

  • причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой,
  • а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.

Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения. Однако если таковая есть – ее следует приобщить к заявлению.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Лайфхак: Рекомендую также копию заявления направить заказным письмом (+ сканы по электронной почте) в военкомат региона проживания и председателю призывной комиссии региона проживания (эти функции исполняет губернатор региона).

Например в Краснодарском крае это:

  • ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» ИНН: 2310032694 ОГРН: 1022301621726, 350000 г. Краснодар, ул. им. Гоголя, 72, т. +7 (861) 262-20-36
  • Председатель призывной комиссии Краснодарского края (губернатор Краснодарского края), 350014 г. Краснодар, ул. Красная, 35 E-mail: post@krasnodar.ru E-mail: urog@krasnodar.ru

Этап 2. Получите документы о регистрации заявления

После принятия заявления на АГС военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ, п.16 Положения об АГС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

Этап 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:

  • слушает ваши доводы и обоснования
  • анализирует заявление и приложенные к нему документы
  • выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов
  • анализирует полученные дополнительные материалы

(п.24 Положения об АГС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

По итогам заседания призывная комиссия выносит:

  • заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
  • либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов. Заседание призывной комиссии считается правомочным, если в нем участвуют не менее 2/3 ее членов. Заключение (решение) выносится/принимается большинством голосов участвующих в заседании членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 113-ФЗ, п.25 Положения об АГС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу:

  • нарушения сроков подачи заявления;
  • представления документов, которые противоречат или не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;
  • в случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.

(п. 4 ст. 12 Закона N 113-ФЗ)

Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при документальном их подтверждении являются:

  • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

(п.27 Положения об АГС, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256).

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Этап 4. Пройдите медицинское освидетельствование

Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на АГС, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).

Этап 5. Обжалование решения призывной комиссии в суде

В случае если призывная комиссия выносит решение об отказе нужно оспорить его в суде в рамках гл. 22 КАС РФ, подав административное исковое заявление. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Имеются положительная судебная практика предоставить гражданину право на АГС, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении СК по административным делам ВС РФ от 28.09.2016 г. № 18-КГ16-103 подобные дела об оспаривании решений (действий) комиссий подлежат обжалованию исключительно в порядке административного судопроизводства и подсудны районным судам общей юрисдикции.

Как ОБЖАЛОВАТЬ решение ПРИЗЫВНОЙ КОМИССИИ? Три простых шага – читайте тут https://krd.iusov.ru/kak-obzhalovat-reshenie-prizyvnoj-komissii-tri-prostyh-shaga/

5. Срок альтернативной гражданской службы

В России в 2025 году срок альтернативной гражданской службы (АГС) остается прежним, как и в предыдущие годы. Он составляет:

  • 21 месяц для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам власти или органам власти регионов (в больницах, учреждениях социальной защиты и т.д.). Этот срок превышает стандартный срок военной службы по призыву в 1,75 раза.
  • 18 месяцев для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (где АГС осуществляется в качестве гражданского персонала). Этот срок превышает стандартный срок военной службы по призыву в 1,5 раза.

Началом АГС считается день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Окончанием АГС гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении АГС. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы (п.3, 4 ст.5 закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ, п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, ред. от 18.05.2023 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы»).

В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:

  • срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;
  • время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;
  • время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
  • период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(п.5 ст.5 закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

6. Виды альтернативной гражданской службы в РФ и место ее прохождения

Альтернативную гражданскую службу можно пройти в организациях (п. 1 ст. 4 Закона N 113-ФЗ):

  • подведомственных федеральным органам власти или органам власти субъектов РФ (больницы, учреждения социальной защиты и т.д.);
  • Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала, т.е. на должностях, которые не связаны с несением военной службы по призыву (административные или технические должности, например мойщик посуды, повар, слесарь, водитель, секретарь, медбрат и пр.)

Важно! При прохождении АГС в вооруженных силах размещать вас в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, нельзя (п.3 ст.20 Закона N 113-ФЗ).

Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, разрабатывает Министерство труда и социальной защиты РФ (п. 4 ст. 4 Закона N 113-ФЗ; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 750, Приказ Минтруда РФ от 21.02.2023 № 96н «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы»).

Примеры должностей для альтернативной гражданской службы (АГС) в России включают различные профессии и специальности. Например:

Рабочие специальности:

  • Водители
  • Грузчики
  • Дворники,
  • Уборщики,
  • Сторожа,
  • Дорожные рабочие,
  • Кухонный рабочий,
  • Оператор котельной,
  • Пекарь, повар,
  • Подсобный рабочий,
  • Садовник
  • Санитар,
  • Слесари,
  • Сварщики
  • Дояры
  • Животноводы
  • Швеи
  • и др.

Должности служащих:

  • Библиотекарь
  • Лаборант,
  • Медбрат,
  • Программист,
  • Соцработник,
  • Юрисконсульт,
  • Тренер,
  • Врач (включая врачей-протезистов, судебно-медицинских экспертов)
  • Педагог (например, учителя-логопеды и дефектологи)
  • Инженер (по контрольно-измерительным приборам, сварке)
  • Химик
  • Хореограф
  • и др.

При определении вида (работы, профессии, должности) альтернативной гражданской службы и места ее прохождения призывная комиссия учитывает (п. 5 ст. 4 Закона N 113-ФЗ):

  • образование гражданина;
  • его специальность и квалификацию;
  • опыт предыдущей работы;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • потребность организаций в трудовых ресурсах.

Общее количество людей на АГС относительно невелико — обычно около 1150 человек ежегодно до недавнего роста до 1645 человек во втором полугодии 2023 года. Большинство из них направляются не в Вооруженные Силы или другие воинские формирования, а скорее в различные гражданские организации по всей России.

В частности, в Краснодарском крае АГС можно проходить примерно в 25 различных учреждениях, преимущественно больницах и соц. центрах

7. Направление на АГС. Можно ли служить в своем регионе?

Гражданин направляется на альтернативную гражданскую службу по решению призывной комиссии. При этом не должно быть оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу (п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

На период прохождения указанной службы заключается срочный трудовой договор без испытательного срока с предоставлением права на оплату по действующей в организации системе оплаты труда и на ежегодные отпуска.

Если в отношении вас призывная комиссия вынесла решение о замене военной службы по призыву АГС и военный комиссар направил вас к месту прохождения АГС, вы должны явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку:

  • предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы от уполномоченного лица военного комиссариата,
  • удостоверение
  • и учетную карточку альтернативнослужащего

(п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256; ст. ст. 13, 14 Закона N 113-ФЗ).

Альтернативная гражданская служба назначается, по общему правилу, за пределами территорий субъектов РФ, в которых граждане постоянно проживают. Однако при этом гражданину обязательно должно быть предоставлено бесплатное общежитие, соответствующее санитарным нормам (п. 2 ст. 4 Закона N 113-ФЗ).

При невозможности направления за пределы региона проживания, по решению уполномоченного федерального органа могут направить служить на территориях своего региона.

Вы обязаны прибыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата (п. 38 Постановления Правительства РФ N 256).

По прибытии вы должны представить работодателю, в частности, паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, предписание, удостоверение, учетную карточку и иные необходимые документы и сведения (п. 39 Постановления Правительства РФ N 256).

8. Прохождение альтернативной гражданской службы

Работодатель, к которому вы прибудете для прохождения альтернативной гражданской службы, заключит с вами срочный трудовой договор на период ее прохождения и в трехдневный срок уведомит об этом ваш военкомат, а также орган власти, которому подведомственна сама организация (п. 2 ст. 16 Закона N 113-ФЗ; п. 40 Постановления Правительства РФ N 256).

В вашей учетной карте руководитель должен поставить отметку о вашем прибытии в организацию. Испытательный срок не устанавливается, трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством РФ с учетом особенностей, предусмотренных порядком прохождения альтернативной гражданской службы (п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ N 256).

При прохождении альтернативной гражданской службы вы несете дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы (п. 42 Постановления Правительства РФ N 256).

Оплачиваться ваш труд будет по действующей в организации системе оплаты труда. Кроме того, организация должна будет бесплатно предоставить вам общежитие, обеспечить специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты.

У вас есть право на ежегодные отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и заработной платы, отдельным категориям работников полагаются удлиненные отпуска (ст. 17 Закона N 113-ФЗ).

В случае вашей неявки в установленные сроки к месту прохождения альтернативной гражданской службы, отказа от заключения срочного трудового договора и исполнения своих обязанностей, покидания без согласования с работодателем населенного пункта, в котором вы проходите службу, либо неявки на службу в срок при переводе вас в другую организацию, из отпуска или медицинской организации работодатель сообщает о данных фактах в Следственный комитет РФ и орган исполнительной власти, которому подведомственна организация (п. п. 42(1), 42(2) Постановления Правительства РФ N 256).

Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан, в частности, выполнять требования работодателя, соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, а также состоять на воинском учете по месту пребывания (п. 1 ст. 21 Закона N 113-ФЗ).

Он не вправе (п. 2 ст. 21 Закона N 113-ФЗ):

  • отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения возложенных на него трудовых обязанностей;
  • занимать руководящие должности;
  • участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организации;
  • совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие другим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  • покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя, а также оставлять рабочее место и покидать указанную организацию в период установленного рабочего времени;
  • прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе.

9. Прекращение альтернативной гражданской службы

Вас должны уволить с альтернативной гражданской службы, в частности (п. 56 Постановления Правительства РФ N 256):

  • по истечении срока альтернативной гражданской службы;
  • в связи с признанием вас военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
  • в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении вам наказания в виде лишения свободы.

В день вашего увольнения (последний день работы) работодатель расторгает с вами срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает под расписку трудовую книжку и (или) предоставляет сведения о трудовой деятельности за период прохождения альтернативной гражданской службы у этого работодателя, а также выдает учетную карту с произведенными в ней в установленном порядке записями (п. 68 Постановления Правительства РФ N 256).

После увольнения вы обязаны в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший вас на альтернативную гражданскую службу, и сдать удостоверение и учетную карту.

10. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы – ч. 2 ст. 328 УК

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса РФ)

Способами совершения данного преступления, с учетом особенностей трудовой деятельности граждан, проходящих АГС, являются, в частности:

  • неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки,
  • самовольное оставление места работы (рабочего места),
  • неявка в срок без уважительных причин на работу,
  • отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор,
  • досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана.

(п.12 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, ред. от 18.05.2023 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы»)

Вместе с тем субъектом преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ, может быть только гражданин, уже проходящий альтернативную гражданскую службу. А граждане приобретают статус лиц, проходящих АГС со дня убытия к месту прохождения АГС, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием — день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы.

Соответственно гражданин, уклоняющийся от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу (например, в случае неявки без уважительных причин в военный комиссариат для получения предписания, отказа от получения предписания), не является субъектом преступления, предусмотренного частью 2 статьи 328 УК РФ. Такие лица подлежат призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3, ред. от 18.05.2023 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы»)

В практике КС РФ был случай, когда призывника пытались привлечь к уголовной ответственности в тот период, когда Конституция РФ уже допускала право на АГС, а закон об альтернативной службе по призыву еще не был принят. Данное уголовное дело развалилось, при этом как указал Конституционный Суд РФ в Определении № 63-О от 22.05.1996 г.: «…Отсутствие до настоящего времени федерального закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для осуществления гражданами их конституционного права в полной мере… Вместе с тем буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (статья 18 Конституции РФ) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования… Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки правонарушения».

Аналогичная ситуация сейчас имеется с реализацией права на АГС для действующих военнослужащих. Хоть законодательные акты, регламентировавшие порядок расторжения контракта ВС с заменой на АГС отсутствуют, тем не менее ч.3 ст. 59 Конституции РФ никто не отменял, а конституционное право на смену убеждений имеет прямое действие.

11. Прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации

С начала 2022 года в федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» появилась статья 17.1, согласно которой альтернативщики, которые проходят АГС в подразделениях вооруженных сил, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала, при объявлении мобилизации продолжают проходить альтернативную гражданскую службу в указанных организациях.

Граждане, проходящие АГС в иных организациях, в период мобилизации могут направляться для прохождения дальнейшей альтернативной гражданской службы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в порядке, определяемом положением о порядке прохождения АГС.

Таким образом альтернативщикам не стоит переживать, что при мобилизации заставят брать в руки автомат и идти в атаку.

12. Ответственность призывной комиссии и ее членов за воспрепятствование АГС

Согласно ст. 7 закона 113-ФЗ «Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, … препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности».

В данном случае может идти речь о дискриминации по признаку убеждений.

Лучшая защита – это нападение.

Напишите на сотрудников призывной комиссии заявление (в порядке ст. 144-145 УПК РФ) о проведении проверки на предмет наличия в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, … убеждений…, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»

Это карается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

13. ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ: как С ТРЕСКОМ ПРОИГРАТЬ СУД с военкоматом по поводу АГС?

Хотите гарантированно проиграть суд, если вас не пустили на альтернативную гражданскую службу? Следуйте этим простым, но безотказным советам – и успех (читай, провал) вам обеспечен!

🔴 Вредный совет №1: Подайте заявление в последний момент

Зачем торопиться? Закон требует подать заявление до 1 октября или 1 апреля (в зависимости от даты призыва)? Ерунда! Напишите его, когда вам удобно – хоть за пару дней до заседания призывной комиссии. Судьи точно войдут в ваше положение, а военкомат с радостью подвинет дедлайны ради вас.

📌 А если серьёзно: заявление, поданное с нарушением сроков, скорее всего, просто завернут. Суд будет учитывать не только пропуск срока, но и то, есть ли у вас убедительные доказательства того, что ваши убеждения сложились раньше установленного периода.

🔴 Вредный совет №2: Просто заявите, что у вас убеждения против армии

Не утруждайте себя доказательствами! Напишите в заявлении: «Я пацифист, верю в гуманизм и считаю, что армия – это не для меня». Все сразу поверят вам на слово. Зачем собирать характеристики, письма поддержки, подтверждения от религиозных организаций или сообществ? Не парьтесь!

📌 А если серьёзно: суд оценивает не просто заявление, а доказательства. Нужно показать, как долго и насколько последовательно вы придерживаетесь своих взглядов. Одного слова «я пацифист» недостаточно.

🔴 Вредный совет №3: Скачайте шаблон заявления из интернета

Зачем писать что-то самому или составлять заявление с адвокатом? Зачем тратить деньги на юристов? Подумаешь, на кону ваша судьба, здоровье или жизнь… Экономьте на адвокате и найдите в сети готовый шаблон заявления и просто вставьте свои ФИО. Судьи наверняка не заметят, что это стандартный текст без ваших личных доводов.

📌 А если серьёзно: суд и военкомат оценивают, насколько индивидуально и осмысленно вы изложили свои доводы. Если в тексте нет ничего личного, а на заседании вы не можете внятно объяснить свою позицию – вас просто не примут всерьёз.

🔴 Вредный совет №4: Никому не рассказывайте о своих убеждениях

Живите обычной жизнью, не обсуждайте свои взгляды, не участвуйте в волонтёрских или религиозных организациях, философских кружках или группах в соцсетях, но в заявлении пишите, что давно против армии. Судьи наверняка догадаются, что всё это правда, даже если нигде нет подтверждений.

📌 А если серьёзно: суду нужно видеть доказательства того, что ваши убеждения – не спонтанный каприз, а результат осознания. Если в вашем прошлом нет никаких следов пацифизма – ни волонтёрства, ни отказов от агрессивных игр, ни участия в организациях или группах в соцсетях, выступающих против войны – вам вряд ли поверят.

🔴 Вредный совет №5: Везде давайте разные объяснения

На заседании призывной комиссии скажите, что боитесь армии, в заявлении напишите, что у вас пацифистские убеждения, а в суде заявите, что верите в космополитизм. Пусть судьи сами решают, что из этого правда! Чай не глупые люди сидят в суде – они разберутся!

📌 А если серьёзно: несоответствие показаний – это верный путь к отказу. Если в документах указано одно, а на заседании вы говорите другое, суд сделает вывод, что убеждения придуманы для уклонения от службы.

🔴 Вредный совет №6: Забудьте про доказательства

Документы? Свидетели? Логика? Нет, зачем вам это? Достаточно сказать: «Я прочитал в интернете, что могу отказаться от армии» – и суд сразу примет вашу сторону.

📌 А если серьёзно: суду важно видеть подтверждённые доводы, а не просто слова. Никаких аргументов – никаких шансов на выигрыш.

🔴 Вредный совет №7: Надейтесь, что суд пойдёт навстречу

Военная служба противоречит вашим взглядам? Отлично! Теперь просто ждите, пока суд сам догадается, что вас надо отправить на альтернативную службу.

📌 А если серьёзно: суд не будет разгадывать ваши мысли. Если не предоставить доказательств, логичного обоснования и последовательной аргументации, решение будет не в вашу пользу.

🔴 Вредный совет №8: Говорите, что вы пацифист и космополит, но не объясняйте, что это значит

Зачем вникать в тонкости? Вы пацифист? Отлично! Только не тратьте время на изучение взглядов Льва Толстого, Иммануила Канта или Альберта Эйнштейна. А уж различия между пацифизмом и космополитизмом – это вообще не ваше дело. Главное, просто бросить эти слова в заявлении – и судья сам разберётся, что вы имели в виду.

📌 А если серьёзно: если вы не можете объяснить своими словами, что значит пацифизм, какие у него течения, кто из философов его поддерживал – суд сразу заподозрит, что ваши убеждения надуманы. Космополитизм – это не обязательно про отказ от армии, а про отсутствие привязанности к национальным государствам. Поэтому, если у вас нет чёткого понимания этих понятий – лучше их не использовать.

🔴 Итог

Суд отказал призывнику в переводе на альтернативную службу, потому что:
❌ Он подал заявление с опозданием
❌ Не смог доказать, что его убеждения сформировались непосредственно до призыва (что могло быть уважительной причиной восстановления пропущенного срока)
❌ Его документы не подтверждали пацифистские взгляды
❌ В его словах и документах были противоречия

Основание:

Решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 29.09.2020 по делу № 2а-957/2020 (полный текст судебного акта — читайте в нашем ТГ-канале https://t.me/advokat_usov/1305)

P.S. А если серьёзно: если хотите выиграть суд и добиться замены военной службы на альтернативную гражданскую, следуйте обратным советам. Готовьте доказательства, подавайте заявление вовремя и будьте последовательны в своих словах и поступках!

14. Военкомат выдал НЕмотивированный отказ в АГС – радуйтесь! Дело почти «в шляпе»

Чаще всего призывные комиссии не утруждают себя при вынесении отказа в предоставлении АГС мотивировать причины отказа, ограничиваясь только констатацией отказа и пропуском срока для подачи заявления.

Почему это хороший знак для вас?

Даже если суд в ходе разбирательства придет к выводу об отсутствии у призывника оснований для предоставления ему АГС, сам суд не вправе подменять собой работу призывной комиссии и самостоятельно устанавливать иные основания (обстоятельства), если комиссия эти доводы никак не мотивировала в своем отказе, а новые установленные обстоятельства не были предметом ее рассмотрения. Это прямо запрещено в п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ».

См. в частности апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского горсуда от 07.09.2021 N 33а-18215/2021

Кроме того, при рассмотрении данной категории дел внимательно изучите Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41 «О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции».

15. Положительная судебная практика по делам АГС

Приведу пару удачных судебных актов, когда в суде удалось признать незаконным решение призывной комиссии по делам об альтернативной гражданской службе:

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 февраля 2020 г.                                                                                     N 33а-4998/2020

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-9266/2019

по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2019 года, принятое по административному иску А. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «поселок Парголово» о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой.

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца А., Судебная коллегия

установила:

А. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ поселок Парголово (далее — призывной комиссии МО поселок Парголово Санкт-Петербурга) от 22 октября 2019 года об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд возложить на призывную комиссию обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2019 года административный иск удовлетворен, решение призывной комиссии МО поселок Парголово Санкт-Петербурга от 22 октября 2019 года об отказе А. в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу признано незаконным и отменено, на призывную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление А. от 14 октября 2019 года о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, ссылаясь также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку призывником не доказательно утверждение о наличии у него таких убеждений этического, политического или религиозного характера, которые свидетельствуют о невозможности исполнения им обязанностей военной службы.

В суде апелляционной инстанции административный истец А., полагая решение суда законным и обоснованным, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Представители административного ответчика призывной комиссии МО поселок Парголово Санкт-Петербурга и заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что призывной комиссией МО поселок Парголово Санкт-Петербурга допущены существенные нарушения установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее — Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе») порядка рассмотрения заявления А. о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, выразившиеся в отсутствие мотивированного решения призывной комиссии по его заявлению, что является основанием для признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным.

Выводы суда являются правильными.

В соответствии со статьей 59 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года; до 1 октября — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года (часть 1). В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (часть 2). В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

Процедура рассмотрения призывной комиссией заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой связана с оценкой выступлений на заседании призывной комиссии самого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, с анализом документов, представленных гражданином, и дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой приведен в пункте 4 статьи 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Среди прочих оснований, основанием для отказа в удовлетворении заявлений является не соответствие характеризующих гражданина документов и других данных доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Как следует из материалов дела, 14 октября 2019 года А. в призывную комиссию Военного комиссариата Выборгского района Санкт-Петербурга представлено заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с наличием убеждений, которые противоречат несению военной службы. К заявлению приложил автобиографию, копию аттестата о среднем общем образовании, копию диплома бакалавра и сертификата об уровне знания английского языка. Одновременно истцом заявлено о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока для подачи заявления, мотивированное неосведомленностью о порядке замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и тем, что его убеждения окончательно сформировались не ранее 12 октября 2019 года.

Решением призывной комиссии МО поселок Парголово Санкт-Петербурга от 22 октября 2019 года в удовлетворении заявления А. отказано по основанию: «доводы призывника о целесообразности замены ему военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу признаны не убедительными» (л.д. 11).

Согласно пункту 1, подпункту «в» пункта 3 и пункту 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, установив, что при принятии оспариваемого решения уполномоченным органом не указаны предусмотренные законом основания для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, то есть решение уполномоченного органа не является мотивированным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении административным ответчиком установленного порядка принятия решения и наличия оснований для признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным.

Доводы апелляционной жалобы и представленные суду апелляционной инстанции документы выводы суда не опровергают, поскольку выписки из книги протоколов заседаний призывной комиссии от 22 октября 2019 года (протокол N 1-3/3 в отношении А.) б/д и от 25 декабря 2019 года, мотивов принятия призывной комиссией решения по ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2012 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, не содержат (л.д. 28, 84). Аналогичным образом основания принятого решения не указаны в разделе V учетной карты призывника (л.д. 29).

При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении заявленных А. требований является законным и обоснованным. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, при надлежащей правовой оценке собранных в ходе судебного разбирательства доказательств, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.

Руководствуясь ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

———————

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 сентября 2021 г.                                                                                                      N 33а-18215/2021

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда рассмотрела в открытом судебном заседании 7 сентября 2021 года апелляционную жалобу К. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2021 года по административному делу N 2а-2313/2020 по административному исковому заявлению К. к призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21, о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой, отмене решения.

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,

выслушав объяснения административного истца К., судебная коллегия,

установила:

К. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21, о признании незаконным решения от 6 октября 2020 года призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, возложении обязанности на призывную комиссию повторно рассмотреть заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 29 июня 2020 года обратился в Военный комиссариат Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная гражданская служба противоречит его убеждениям.

По мнению административного истца, решение призывной комиссии от 6 октября 2020 года является незаконным и необоснованным, противоречит части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе».

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2021 года отказано в удовлетворении требований административного иска.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика — призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21, представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении рассмотрения спора не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей стороны административного ответчика.
Судебная коллегия, выслушав административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела, в том числе и личного дела призывника, следует, что К. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Калининского района с 29 февраля 2016 года.

29 июня 2020 года К. обратился в военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в котором привел обоснование своих доводов. Также в заявлении К. просил учесть, что срок подачи заявления пропущен по причинам неверного понимания Федерального закона от 25 июля 2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» в части подачи заявления.

Согласно представленной копии протокола N 1 от 6 октября 2020 года заседания призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21, решением призывной комиссии в удовлетворении поданного К. заявления отказано согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», то есть в связи с пропуском срока на подачу заявления.

Административный истец, полагая указанное решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его право замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку доводы административного истца, приведенные в подтверждение сформировавшихся у него убеждений, противоречащих несению военной службы, по существу, не подтверждают наличие у истца убеждений этического, политического или религиозного характера, связанных с отрицанием насилия, в силу которых он исключает для себя возможность прохождения воинской службы, а также не нашли свое подтверждение доводы об уважительности причины пропуска подачи заявления на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, то отсутствуют основания для признания решения об отказе в замене действительной военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение отвечает требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Положения статьи 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» конкретизируют случаи, когда у гражданина возникает такое конституционное право.

Исходя из положений статьи 11 названного Федерального закона, реализация гражданином конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой носит заявительный характер.

При этом граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона).

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» предусмотрено, что заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией (пункт 2).

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что К. подавал в призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21 заявление о замене военной службы на альтернативную службу, однако в нарушение статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» мотивированное заключение по итогам рассмотрения заявления К. вынесено не было, что свидетельствует о допущенном со стороны призывной комиссии бездействии.

Представленная в материалы дела выписка из книги протоколов заседаний призывной комиссии МО N 1 (протокол N 1 от 6 октября 2020 года) не свидетельствует о наличии необходимого мотивированного решения. Оценка доводам административного истца о причинах пропуска срока призывной комиссией не дана.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судебная коллегия также полагает, что судом первой инстанции необоснованно не учтены разъяснения, содержащиеся в пункте 61 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции фактически самостоятельно проверил и оценил доводы административного истца о наличии у него убеждений, препятствующих военной службе по призыву, в то время как такая обязанность лежит на призывной комиссии, и именно этот коллегиальный орган должен был принять законное и обоснованное решение по заявлению К.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции неправильным и подлежащим отмене на основании пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом обстоятельств (пункты 1 и 2 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом, полагая, что заявленные требования в части признания оспариваемых решений незаконными подлежат удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для возложения на призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21 вынести заключение о замене К. военной службы альтернативной гражданской службой.

Так, исходя из принципа разделения властных полномочий, надлежащим способом восстановления нарушенных прав истца в рассматриваемом случае будет являться возложение на призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21 обязанности повторно рассмотреть заявление о замене К. военной службы на альтернативную.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 9 марта 2020 года отменить.

Признать незаконными решение призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21 от 6 октября 2020 года об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Обязать призывную комиссию, осуществляющую призыв граждан в муниципальном образовании МО N 21, повторно рассмотреть заявление К. от 29 июня 2020 года о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в течение очередного призыва.

——————

Вам могут быть интересны наши статьи и лайфхаки по теме:

Ваш адвокат Усов и команда профессионалов. Подписывайтесь на наш телеграм-канал — https://t.me/advokat_usov

Нужна квалифицированная помощь при получении АГС? Прямо сейчас звоните/пишите WhatsApp +7 928 843-66-25

    Бесплатная
    консультация юриста


    Настоящим подтверждаю, что вышеуказанные данные достоверны и даю согласие на обработку своих персональных данных

    Больше пользы в нашем телеграм - канале. Подпишитесь!
    Подписаться
    Наш офис:
    г. Краснодар, ул. Ким, 143/1 Пн-Пт - 09:00-17:00
    Подписывайтесь:
    Выберите город:
    Наш офис:
    г. Краснодар, ул. Ким, 143/1 Бесплатные консультации СР - ЧТ с 13:00 до 16:00 (по записи)
    Приединятесь к нам:
    Задать вопрос
    юридической компании
    Полученные сведения охраняются законом



      Настоящим подтверждаю, что вышеуказанные данные достоверны и даю согласие на обработку своих персональных данных

      Наверх Наверх WhatsApp