Вас тоже достали навязчивые спам-звонки? Хорошая новость: их хотят запретить! Но не спешите радоваться…
️РАДОСТЬ или САМОБМАН?
По идее телефонная реклама должна сработать, если попадет в болевую точку и личные страхи абонента. Однако если аудиореклама шаблонная и навязчивая (большинство рекламы сейчас – именно такое), то эффективность ее невысокая, и кроме раздражения ничего не вызывает.
Наши чиновники пытаются бороться со спам-звонками уже несколько лет.
В частности, ранее (с 17 апреля 2024 года) Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 КоАП РФ» уже была ужесточена административная ответственность за спам-звонки (рекламу, распространяемую по сетям электросвязи), включая рекламу кредитов, если она содержит информацию о процентных ставках но не содержит информации и полной стоимости кредита. Штраф для граждан составляет 10–20 тыс., для должностных лиц 20–100 тыс. руб. Юридическим лицом грозит штраф от 300 тыс. до 1 млн руб.
Однако пока не заметно, чтобы штрафы хоть как-то повлияли на спам-звонки…
Ещё попыточку!
И вот сделан «новый подход» в этом нелегком упражнении: 15 февраля 2025 года в думу внесен масштабный законопроект N 842276-8.
Вот его основные нововведения:
- Массовые рекламные вызовы запретят. Если сотовый оператор узнает, что в его сети происходят такие обзвоны, то по задумке должен перестать оказывать их инициатору услуги либо пропускать его трафик.
- Любой абонент сотового оператора сможет отказаться от массовых вызовов. Порядок отказа определят в правилах оказания услуг связи.
- Однако массовые спам-звонки в сети связей общего пользования компаниям все-таки могут разрешить, если их адресатам будут сообщать, кто звонит. Юрлицо предоставит все сведения о вызовах своему оператору связи или тому, кто обсуживает адресатов обзвона. Состав информации и порядок ее предоставления установит правительство.
️О чем думают в Думе?
Получается смешная ситуация: по идее законопроекта вроде нельзя будет делать массовые спам-звонки, но если сильно хочется (и сообщать кто звонит) – то можно…
Не знаю как вам, но мне, например вообще не легче от того, что с навязчивым звонком я узнаю эту «любопытную информацию» о том, кто же на этот раз мне хочет впарить свои ненужные услуги, его наименование, ИНН, ОГРН и т.д.
В нашей Думе, наверное, считают что я и другие мои сограждане сидим и ведем учет в блокнотике:
- если позвонит ООО «Рога и копыта» или ПАО «Стырбанк» — брошу трубку,
- а если ООО «Копыта и рога» или ПАО «Ыбанк»- тогда любезно выслушаю и закажу у них что-нибудь интересное, а может, на радостях, даже возьму кредит под 35% годовых.
Минцифры планировало реализовать запреты на рекламные обзвоны и идентифицировать звонки от юрлиц уже к лету 2025 года.
Главы ведомства Максута Шадаева еще в апреле 2024 сообщал о скором запрете рекламных спам-звонков, особенно если они проводятся роботами».
А что думают операторы сотовой связи? Они не в восторге?
Такие запреты могут противоречить обязанности соблюдения тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, передаваемых по сетям связи. Оператор связи должен делать анализ звонков, чтобы определить, спам это или нет, т.е. по сути нарушить положения закона. Поэтому они скептически относятся к идее.
Кроме того, как спам-звонки будут убраны из подвижной радиотелефонной связи, они неизбежно переместятся в мессенджеры.
Может, только реальный тюремный срок остановит спамеров? Что думаете – этот закон поможет или очередная имитация борьбы?
Как вы считаете? Пишите мнения в комментариях
Основание:
Проект Федерального закона N 842276-8 (текст законопроекта можете почитать по ссылке в нашем ТГ-канале — https://t.me/advokat_usov/1341 )
Для сведения: термины закона «О связи»:
- Сети подвижной радиотелефонной связи – это только мобильная сотовая связь (GSM, 3G, 4G, 5G) в виде звонков и СМС.
- Сети электросвязи — это более широкое понятие, которое охватывает в том числе подвижную радиотелефонную связь (мобильная связь: звонки и СМС), и также включает в себя проводную телефонную связь (городские телефоны), IP-телефонию (Skype, Zoom, интернет-звонки), интернет и цифровая передача данных, включая мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Viber), email, push-уведомления в мобильных приложениях.